Зонная теория Ансела Адамса

Зонная теория Ансела Адамса

Во время съемки фотограф всегда должен решать задачу по установке правильной экспозиции, так как любой фотоматериал может передавать лишь ограниченный диапазон яркостей, при этом фотобумага имеет меньший диапазон по сравнению с фотопленкой. Теория Адамса в значительной мере упрощает выбор правильной экспозиции в сложных фотографических условиях. Эта теория заключается в разбиении любого освещённого объекта на 10 зон (ступеней) от самой яркой зоны до самой тёмной. Переход между ступенями теории соответствует изменению ступеней экспозиции (в 2 раза), а тона объекта фиксируются на обычную плёнку пропорционально, иными словами, если какой-либо тон зафиксирован правильно, то остальные тона будут располагаться в порядке, соответствующем теории. Рассмотрим условные описания ступеней теории Адамса:

    Выбирая экспозицию, необходимо определить самый важный тон, который необходимо передать наилучшим образом. Остальные же тона, более темные и более светлые относительно выбранного, будут правильно переданы в соответствии с диапазоном яркостей фотоматериала. Экспонометры обычно калибруют относительно поверхности, отражающей 18% света (пятая зона).
Вот пример такой поверхности (если этот квадрат распечатать на бумаге).

Но, так как экспонометр не в состоянии определить способность поверхности отражать свет, при съёмке как белых предметом, так и черных, результат должен получиться среднесерым. Если недоэкспонировать изображение темнеет, а если переэкспонировать – светлеет. При съёмке в соответствии с показаниями экспонометра, изображение будет относиться к пятой зоне.
    Если с негатива (где светлые объекты являются тёмными, а тёмные – светлыми) изображение напечатать на бумаге и экспонометром замерить экспозицию самых светлых и самых тёмных участков, то отличаться они будут всего на 4-5 ступеней.


Примерно таким образом соотнесены зоны Адамса с плотностью негатива:



    На негативе хорошо прорабатываются детали в диапазоне плотностей от 0.34 до 0.97, это примерно 5-6 зон. На более тёмных и светлых участках снимка детали будут уже различимы плохо.
    К примеру, если снимать в лесу кору почти черного дерева (2-я зона), установив экспозицию по этой зоне, чтобы проработать детали с 0-й по 4-ю зоны, то все элементы композиции в зонах выше 4-той будут казаться белыми (засветка). Именно поэтому хорошо было бы изменить экспозицию на пару ступеней вверх относительно измеренной, и тогда все детали в зонах со 2-й по 6-ю будут хорошо проработаны.
    Давайте рассмотрим конкретные цифры по приведённому выше примеру: дерево на снежном фоне.
Результаты замеров:



    Однако учтём, что точно измерить отдельные тёмные участки на коре дерева мы не сможем, в итоге получается только усреднённое значение отражаемого света. Следовательно, добавляем ещё две ступени к теням, чтобы они лучше проработались.




RSS
Юрий
22:09
+1
еще нужно учитывать, что динамический диапазон матриц цифровых ф/а гораздо меньше, чем пленка
15:38
+1
Безусловно. Ни одна цифра не охватит плёночного диапазона.