Варианты постановки студийного света

Варианты постановки студийного света

Существует множество способов подсветки модели для студийного портрета. При этом может использоваться большое количество различного оборудования и реквизитов. Сегодня мы рассмотрим основные варианты постановки студийного света для портретной съёмки, используя только два источника освещения. Из дополнительного оборудования нам понадобятся: два белых зонта (на просвет), портретная тарелка, чёрный и белый бумажные фоны и портретный отражатель. Вы можете спросить: «А почему рассматриваем комбинации именно с двумя источниками света?» Отвечаем. Не всегда много источников – это хорошо, а научившись работать с двумя осветителями, вы легко сможете снимать и с большим количеством осветительной аппаратуры. Помимо этого, два источника света – это минимум для любой студии, но очень часто это количество является и максимальным. Представленные схемы освещения используются практически всеми студийными фотографами. Усвоив данный материал, вы будете иметь некую базу, от которой вы сможете отталкиваться на пути совершенствования в фотоискусстве.  Итак, приступим.

Вариант первый.
Берем один источник света – моноблок с «тарелкой» и устанавливаем его фронтально к плоскости фона, а модель располагаем вплотную к белому бумажному фону. В результате получаются достаточно жёсткий светотеневой рисунок с чёткими переходами, плотная тень появляется также и на белом фоне. При установке моноблока напротив модели удобнее всего пользоваться стойкой типа «журавль», она не будет мешать вам при съёмке.


Вариант второй.
Снова нам понадобится один источник света, но уже нес «тарелкой», а с белым зонтом (на просвет). Модель располагается на удалении от чёрного фона, моноблок с зонтом – перпендикулярно уху модели на высоте головы. Результатом является освещение одной стороны лица, что делает портрет более выразительным и глубоким. Но такое освещение подходит далеко не каждой модели. 


Вариант третий

А вот теперь подключаем второй моноблок с зонтом. Модель усаживаем напротив белого фона в пол оборота относительно фотографа. Первый источник света (основной) располагается слева от модели (если смотреть со стороны фотографа). Т.о. этот источник является «рисующим», направлен на неё, создавая мягкие светотеневые переходы. Второй же источник света устанавливается позади модели и направляется на фон. В результате этот дополнительный осветитель становится «заполняющим». Он убирает тени, создаваемые рисующим светом, и одновременно, отражаясь от фона, работает как «контровое» освещение, что придаёт портрету больший объём. Основной источник располагается на уровне лица модели, либо немного выше, а дополнительный источник можно опустить на уровень плеч, чтобы свет на фоне распределялся более равномерно. 


Вариант четвёртый.
Данная схема предполагает использование тех же двух источников света, что и в предыдущем варианте, но только располагаться они будут оба под углом в 45 градусов к модели (слева и справа). Высота может быть разной, но обычно это уровень глаз или немного выше. Оба источника в этом случае работают как заполняющие, поэтому теней на лице не будет. Все светотеневые переходы очень мягкие. При таком освещении белый фон становится «недосвеченным» и принимает серый оттенок. Для лучшей подсветки лица снизу, можно применить небольшой серебряный отражатель, расположив его на уровне груди модели. 


Вариант пятый.
Снова два моноблока с зонтами (на просвет), но уже тёмный фон. Такая схема носит название «Треугольник». Моноблоки располагаются диагонально по отношению к модели (см. рис.). Основной («рисующий») свет устанавливается слева от модели, ближе к фотографу. Дополнительный свет направлен на модель сзади, создавая «контровую» подсветку волос и фигуры. Немного пересвеченный чёрный фон становится тёмно-серого оттенка. 



Вариант шестой.
Два моноблока с зонтами устанавливаются под углом в 90 градусов относительно направления съёмки слева и справа от модели. Оба источника являются заполняющими, поэтому левая и правая части лица имеют мягкие светотеневые переходы. А вот по центру лица модели создаются глубокие выразительные тени. Но опять же, такая схема освещение подойдёт не для каждой модели. 


Вариант седьмой.
Два моноблока, один с зонтом (на просвет), другой без зонта, чёрный бумажный фон. Расположение осветителей схоже с пятым вариантом, но отсутствие зонта на контровом моноблоке придаёт модели более жёсткую световую «обводку», подчёркивая её фигуру на тёмном фоне. 


Вариант восьмой.
Здесь два моноблока, оба с зонтами, располагаются за моделью слева и справа и направляются на белый фон под углом в 45 градусов. Этот способ применяется для создания силуэтных портретов. Белый фон и рассеянный заполняющий свет слегка подсвечивают модель, и хоть мелкие детали уходят в тень, все основные очертания остаются узнаваемыми. 


Вариант девятый.
В этой схеме основной моноблок с «тарелкой» направляется фронтально на модель. Вспомогательный же моноблок со стандартным рассеивателем «чашка» направляется на модель «контрфронтально» сзади на уровне плеч. Таким образом, подсвечивается контур модели и подчёркивается фактура волос на тёмном фоне. 



Вариант десятый.
Этот вариант очень похож на четвёртый. Идентичное расположение моноблоков с зонтами и фона. Только освещение здесь не импульсное, а постоянное (пилотное). За счёт этого, имея освещение меньшей мощности, удаётся добиться максимальной глубины резкости. 

Вариации световых схем для студийной съёмки не ограничивается приведёнными схемами. Это всего лишь основные способы освещения модели, основываясь на которых, начинающий фотограф может совершенствоваться в области постановки света в студийной фотографии. 

RSS
01:22
+1
Спасибо очень полезная статья,для начинающего. Все гениальное просто.
01:27
+1
Благодарю)
Сергей
10:37
+1
полезная статья спасибо....
Иван
11:58
Вариант десятый. "удаётся добиться максимальной глубины резкости". Скорее наоборот - минимальной глубины резкости. В целом статья очень полезная и простая для освоения. Великое спасибо!!!